Время и место
Готовиться к собеседованию нужно заранее. Предупредить секретаря о том, что ждешь людей, чтобы посетителя не переспрашивали лишний раз о цели визита. Затем нужно определить место встречи. Собственный кабинет – лучший вариант.
Если это невозможно, нужно найти спокойное место – комната отдых тоже вполне подойдет, как и конференц-зал. Следует подумать о том, чтобы во время интервью вам ничего не мешало, никаких посторонних звуков, запахов, а в помещении не было душно.
Внешний вид.
Необходимо быть в форме физически, морально и в плане одежды. Нужно выспаться – голова должна быть ясной. Сам процесс достаточно монотонен, это не очень заметно вначале, но под конец можно начать зевать. Не следует опаздывать. Старайтесь не забывать о вежливости, будьте дружелюбны и предупредительны.
Какие вопросы задавать?
Сначала стоит проработать резюме – это сэкономит кучу времени. Отметьте те места, которые вызвали интерес и требуют дополнительных вопросов, Продумайте дополнительные вопросы. Заранее нужно продумать, какие качества будут положительны, а какие отрицательны, запастись чистым листом бумаги и ручкой, для пометок, но не стоит конспектировать все подряд, можно забыть про вопросы.
Знакомство
Итак, с чего начать беседу? Прежде всего, необходимо представиться. Задать несколько стандартных вопросов, например «Как Ваши дела?» «Как доехали?», чтоб собеседник расслабился, не нервничал и настроился на общую волну общения. И не забывайте о улыбке. Улыбнитесь и человек сам откроется для беседы.
Рекомендуется обращаться к собеседнику по имени, чтобы создать максимально комфортные условия для общения.
Не навязчиво напомните о цели беседы, т.е. о вакансии. Поинтересуйтесь о профессиональных навыках собеседника. Расскажите собеседнику о вакансии и о том, что вы ожидаете от будущего работника.
Время — деньги
Сколько будет длиться беседа, полностью зависит от Вас. Вы решаете, сколько Вам понадобиться времени, чтобы узнать как можно больше о собеседнике и его профессиональных навыках.
Вы являетесь ведущим звеном в беседы, поэтому, внимательно слушайте собеседника, задавайте интересующие Вас вопросы. Направляйте беседу в нужное Вам русло.
Зачастую встречаются собеседники «молчуны» из таких приходится клещами тянуть нужную информацию. Столкнувшись с подобным типом людей необходимо просто спровоцировать его на рассказ о каком-нибудь приятном или курьезном для него моменте. Например, «С какими нелепыми ситуациями Вы сталкивались, работая в данной области?»
Верный тон
Проводя собеседование, помните, что Вы решаете судьбу человека, поэтому стоит подумать о «тактике ведения боя». Не стоит принимать быстрых, поспешных решений. Так же стоит забыть о всех Ваших проблемах на время беседы и сосредоточиться на разговоре. Старайтесь не поддаваться эмоциям. Настоятельно рекомендуется вести беседу с партнером на «равных». Если собеседник явно отходит от темы разговора, его следует деликатно попросить вернуться к теме, сославшись на то, что у Вас мало времени и много дел.
То, о чем нельзя спрашивать
В зависимости от специфики профессии будущего работника можно спрашивать о всем что непосредственно с ней связано.
Например, Вам нужно задать собеседнику какой-нибудь вопрос, но Вам неудобно. В подобной ситуации можно поступить так, допустим, Вам необходим, сотрудник с крепким здоровьем, тогда спрашиваем следующим образом: «ИМЯ СОБЕСЕДНИКА, ваша профессия непосредственно связана с тяжелыми условиями ля организма, как Вы оцениваете Ваши возможности?» или «Директор нашей компании заинтересован в здоровых сотрудниках, что Вы можете сказать по этому поводу?»
Вы видите, что собеседник старается отмолчаться, тогда Вы будете вынуждены добывать интересующую Вас информацию по крохам. При этом если собеседник не только продолжает вести политику умалчивания, но и по каким то причинам не подходит на данную вакансию, не стоит тратить на него время.
Зачастую успехов в работе и в жизни добиваются люди, умеющие правильно вести беседу, заинтересовать или переубедить собеседника.
Такие люди легко входят в контакт, не только с сотрудниками, но и с начальством.
На прощанье
После окончания беседы, обязательно поблагодарите Вашего собеседника, за уделенное Вам время. Не зависимо от Вашей оценки встречи, необходимо, чтобы собеседник после беседы с Вами остался в хорошем настроении.
Несмотря на то, что он может и не быть сотрудником Вашей компании, по крайней мере, он останется хорошего мнения о Вас и Вашей компании.
А оставить хорошее впечатление о компании эффективный PR для Вашей компании.
Не стоит забывать об ответе по результатам собеседования. И обязательно согласуйте удобную для Вас и Вашего собеседника форму сообщения о результатах. Обязательно ответьте, не стоит обманывать ожидания Вашего собеседника. Тем более, если Вы считаете, что он может быть в будущем полезен для Вашей компании, обязательно сохраните его координаты и резюме.
При проведении бесед, главное, что нужно запомнить, это необходимо правильно настроиться на общение с собеседником. При современном стрессовом режиме работы, важно при беседе не поддаться негативным эмоциям.
Существует много способов «прийти в себя», например, дыхательная гимнастика.
Запомните самое главное, что процесс соперничества отнимает намного больше сил и времени, чем сотрудничество.
Шаг 1 – эффективное слушание.
Вы уже настроились на беседу и готовы слушать своего собеседника. Но умеете ли Вы слушать?
Известный французский ученый и философ Андре Жид однажды начал свою лекцию словами: «Все это было сказано раньше, но поскольку никто не слушал, сказанное следует повторить».
Результаты исследования беседы многих людей, в том числе и коммерческих работников и специалистов, показали, что достаточными навыками слушания обладают немногие.
Часто мы не слушаем собеседника, по довольно очевидным причинам:
– чем-то расстроены;
– разговор для нас не представляет особого интереса;
– ленимся;
– просто устали.
Слушать – довольно тяжелый труд.
Шаг 2 – учимся задавать вопросы
Правильно и тактично задать вопрос это еще один навык, который вырабатывается после долгих и упорных тренировок.
Чаще всего собеседники используют так называемый «закрытый» тип вопросов, т.е. вопросы, содержащие в себе ответ.
Для того чтобы узнать лучше человека необходимо при общении с ним использовать второй тип вопросов «открытые», т.е. подразумевающие развернутый ответ.
Постарайтесь задавать вопросы таким образом, чтобы собеседник не черпал из них уже готовые ответы.
Шаг 3 – овладеваем техникой интервью.
Интервью – это беседа с одним или несколькими лицами по какой-нибудь актуальной теме. Интервью подразделяется на интервью-сообщение, преследующее главным образом информационную цель, и интервью-мнение, комментирующее известные факты и события, так же существуют еще 4 типа интервью: биографическое, стрессовое, ситуационное, поведенческое.
Итак, беседа окончена, но для Вас работа только начинается. Необходимо провести глубокий анализ собранных данных. Так же впечатления оставленные собеседником, надо проверить с помощью полученных данных.
Интуиция – эффективная и великая вещь, но надежнее, когда она работает в паре с аналитикой.