Английское словосочетание «Executive Search» или, что по сути то же, «Headhunting» означает на профессиональном языке рекрутеров поиск руководителей (подбор руководящих кадров).
Этот целенаправленный поиск направлен на отбор лучших кандидатов на конкретную вакансию, возникшую в конкретной компании. Все эти случаи уникальны: руководители – это «штучный» товар. У каждого свой круг обязанностей и знаний.
Проводит такой отбор специальный специалист – консультант. Он занимается только целевым поиском управленческих кадров.
В сфере рекрутмента «Executive Search» – особая услуга, имеющая собственные методы поиска и охватывающая весь спектр услуг по подбору руководителей. Еще бы ведь такие люди способны изменить стратегию развития компании, оказать огромное воздействие на бизнес.
Тесное взаимодействие работодателя с рекрутером, специалистом по «Executive Search», дает последнему правильное понимание о том, какой управленец требуется в компанию, какими качествами и умениями он должен обладать, какие ситуации ему придется решать и какие конфликты гасить. Значительную долю успеха составляет такая вот детальная проработка запроса работодателя. Именно поэтому консультант нацелен на точное понимание требований клиента.
Кандидаты на такую вакансию тоже являются весьма серьезными людьми, поэтому консультант-рекрутер должен обладать всей необходимой информацией, и не только по самой вакансии. Так ему будет полезна информация о ситуации на трудовом рынке по аналогичным вакансиям, уровнях компенсационного пакета (в него входят оклад, бонусы, премии, дополнительные льготы), финансовое положение и стратегия бизнеса компании-клиента, ее положение на рынке. Будущего сотрудника могут волновать и причины появления вакансии, а также собственные перспективы на построение удачной карьеры в данной компании. В ответ на все эти вопросы он должен получить исчерпывающую информацию.
После обсуждения с клиентом всех требуемых качеств кандидата рекрутер начинает исследование рынка. Здесь уже могут работать успешные руководители, подходящие под требования компании. Сначала консультант определяет, какие вообще компании представлены в данной сфере деятельности. В помощь рекрутеру широкий спектр ресурсов: Интернет, базы данных, личные и деловые связи. Итогом исследования является представление, возникшее у специалиста, о рынке, компаниях, его населяющих, и подходящих кандидатурах, уже на нем работающих. Далее специалист устанавливает с ними контакты и при условии заинтересованности в вакансии проводит с каждым подробное интервью, чтобы дать свою оценку соответствия кандидата предлагаемой позиции, оценить его личностные и деловые качества, его опыт и багаж знаний. Попутно и кандидат узнает подробности о компании и предлагаемой ему вакансии: круг своих будущих обязанностей, политику компании, корпоративную линию, перспективы построения карьеры и выгодные отличия от ныне занимаемой должности. В итоге отбираются от трех до пяти человек, которые направляются на собеседование к клиенту. О каждом из них рекрутер «Executive Search» готовит подробный отчет, в нем содержатся и оценка качеств, слабых и сильных сторон управленца, и его опыт.
Следующим шагом является организация встречи клиента с отобранными рекрутером кандидатами, обеспечение между ними конструктивного диалога, и, как следствие, возможность для клиента сравнить кандидатом. Попутно консультант проверяет репутацию управленцев, их биографию, все это призвано помочь клиенту сделать выбор в пользу того или иного кандидата.
Присутствуя на переговорах заинтересованных лиц, рекрутер помогает им достичь взаимопонимания в вопросах оплаты труда и других вопросов, которые в случае успешного разрешения ведут к успешному выбору наиболее подходящего кандидата на должность, предлагаемую компанией.
После трудоустройства консультант не бросает успешного кандидата на произвол судьбы, а помогает ему влиться в коллектив компании. Рекрутер поддерживает связь как с ним, так и с компанией-заказчиком, чтобы быть уверенным в успешном закрытии вакансии.
Подбор персонала — история executive search
Ведущие менеджеры, управленцы и успешные руководители сами работу не ищут. Обычно их «переманивают» как хороших специалистов. Для этого существует целая отрасль в сфере рекрутмента, называемая английским термином «Executive Search». К специалистам-рекрутерам из этой области отношение скорее негативное, так как всем понятно, что если они начинают инициировать контакты с компанией, то скорее всего для того, чтобы увести из нее какого-либо руководителя или управляющего менеджера. А такой человек сам по себе является ценнейшим кадром.
Такой поиск кандидатов зародился в США, в середине 20 века. Крупные компании в это время начинают борьбу за лидерство, каждая на своем рынке. Постепенно разрастаясь, эти монстры от бизнеса захватили и Европу, принеся туда помимо прочего «Executive Search».
Уже и в России появляется этот метод конкурентной борьбы. Человеческий фактор сейчас очень важен для успеха любого предприятия, вышедшего на крупный рынок. Также как и информация о таких специалистах. Всеобщая глобализация экономических процессов приводит к расширению способов и методов конкурентной борьбы, особенно в быстроразвивающихся отраслях.
Консультант по «Executive Search» должен испытать превратности рынка на себе, на Западе обязательным условием для него является наличие собственного управленческого опыта. Такой человек способен вникнуть в проблемы и разобраться в состоянии на рынке. В России пока другая схема набора специалистов «Executive Search». Наши специалисты не обладают таким богатым опытом, но как правило ведут свой собственный бизнес и поэтому стоят перед теми же проблемами, что и их клиенты.
Подбор персонала — как работать с консультантом executive search
Специалисты по подбору управляющих кадров постоянно сталкиваются с одними и теми же проблемами в работе со своими клиентами.
Во-первых, проект по подбору высококвалифицированного руководителя занимает достаточно много времени, так как непосредственно подбору предшествует целый ряд подготовительных этапов. Необходимо изучить ситуацию на рынке, составить первоначальный список кандидатов, отобрать из него наиболее подходящих, проверить их биографии и репутацию, организовать проведение переговоров. Все это время клиент волнуется и подгоняет специалиста.
Кроме того, все вышеперечисленные этапы требуют финансирования. Конечно, исследование рынка пригодится для маркетингового развития компании, даже если по его итогам компания и передумает нанимать нового управленца, но тем не менее оно «съест» до трети бюджета всего контракта, и деньги клиенту возвращены не будут. Понятно, что многие компании-заказчики пытаются упереться и не выплачивать ни цента до конкретного результата, а именно нахождения подходящего кандидата на вакансию. Впрочем, в «Executive Search» так дела не делаются, поскольку при подборе руководителей очень велики текущие расходы. Это расходы не только на исследования рынка, но и на поездки и телефонные разговоры.
Консультант «Executive Search» — это узкоквалифицированный специалист, ведь его работа требует углубленного изучения рынка, поэтому и специализация такого рекрутера низка – одна-две области деятельности.
Такая узкая специализация распространяется и на агентство в целом, поэтому поиск будущего управленца компании начинается с выбора агентства, работающего в той или иной области рынка. Нередко рекрутер из этого агентства продолжает курировать компанию и после закрытия вакансии, правда, если следующие проекты клиента будут вне его компетенции, то их будут вести другие специалисты агентства по персоналу.