Head-hunting в России

Хедхантинг (head-hunting), называемый также executive search, представляет собой деятельность по подбору и поиску работников редкой специальности и высокого профессионального уровня. Эта услуга хотя и является довольно новой для российского кадрового рынка, но уже успела завоевать популярность среди клиентов.

В настоящее время в Москве уже успешно работают десятки компаний, имеющих свои филиалы и в других городах России. Среди наиболее известных можно выделить Egon Zender, Boyden, Korn/Ferry, MORGAN HUNT, Amrop Hever и другие.

Многие считают, что работа хедхантеров представляет собой ни что иное, как воровство кадров, а деятельность компаний, предоставляющих услуги executive search, противоречит закону. Однако это совсем не так. Хотя большинство специалистов, которые рекрутируются в процессе executive search, и работают в различных компаниях, но они не принадлежат фирме, не являются ее собственностью, а сотрудничают на договорных началах. И если работодатель не может обеспечить специалиста, работающего в ней достойными условиями труда и соответствующей его профессиональному уровню оплатой, то последний имеет полное право принять более выгодное предложение о сотрудничестве от другой компании. Таким образом, нельзя назвать воровством добровольный переход специалиста к другому работодателю, даже если это решение ему помог принять один из хедхантеров. Более того, свободный переход кадров между работодателями является одним из факторов здоровой конкуренции на рынке труда и гарантией того, что работодатель примет материальные, психологические и другие необходимые меры стимулирования сотрудников для того, чтобы не допустить текучести кадров. Даже если рассматривать хедхантинг с точки зрения соответствия нормам морали, то и здесь нет ничего заслуживающего порицания. Посудите сами, ведь не считаются же предложения о работе, распространяемые в различных объявлениях, попытками воровства специалистов у тех компаний, где они в настоящий момент работают. Предложение хедхантера о переходе к другому работодателю по своей сути ничем не отличается от таких объявлений. Эффективность executive search обусловлена способностью специалистов по хедхантингу выделить те привлекательные факторы в компании-заказчике, которые смогут создать у работника достаточную мотивацию для смены работодателя.

Процесс хедхантинга от поступления заказа и до выполнения обязательств по контракту проходит несколько стадий. Первоначально проводятся консультирование компании-заказчиком, включающая исследование структуры компании, выбор оптимальной тактики поиска кандидата, обсуждение цены заказа других вопросов. Итогом этого становится подписание котракта. Вторым этапом является анализ компаний, действующих в нужной области и выбор сотрудников этих компаний как объектов хедхантинга. По завершении составляется отчет с указанием списка кандидатов и компаний, в которых они работают. Консультант встречается с каждым из кандидатов, проводит с ними собеседование и выявляет наиболее предпочтительных и соответствующих требованиям заказчика. При это оценивается их образовательный и профессиональный уровень, опыт предыдущей работы, рекомендации коллег и другие факторы. Окончательный список претендентов с необходимыми комментариями и другой информацией предоставляется компании-заказчику, которая выносит решение о целесообразности дальнейшей работы с тем или иным кандидатом. Выбранные претенденты при личной встрече с заказчиком проходят собеседование с целью определения их профессиональной пригодности для занятия должности в компании. В итоге отбирается лучший кандидат, с которым и заключается контракт.

Хедхантеры в своей работе руководствуются рядом неписанных правил, своеобразным кодексом. Важнейшим принципом поведения любого профессионального хедхантера является конфиденциальность, ведь сотрудничая с компанией-заказчиком, он получает доступ к закрытой информации и не имеет права разглашать ее без согласия клиента. Информация, собранная о кандидате должна быть максимально точной и объективной, потому что именно на основании ее заказчик принимает решение о приеме на работу. Важную роль также играют сроки выполнения заказа. Кроме того, в контракте между компанией-заказчиком и executive search компанией обговариваются некоторые дополнительные гарантии, такие как бесплатный поиск нового кандидата в случае увольнения привлеченного работника в течении определенного срока (как правило 12 месяцев) и соглашение о том, что кадры заказчика не будут выступать объектом хедхантинга со стороны компании-исполнителя какое-либо время, например год или два.

На всех этапах поиска кандидата хедхантер предоставляет заказчику подробный отчет о своей деятельности и примерный план дальнейших шагов по подбору специалистов. При необходимости возможна организация личных контактов между потенциальным работодателем и кандидатом. Сотрудничество между executive search компанией и заказчиком продолжается и после нахождения и приема на работу нужного специалиста в течении испытательного срока. В этот период хедхантеры помогают решать возможные проблемы, возникающие между клиентом и новым работником.

Какие же кадры чаще всего становятся объектом внимания хедхантеров? Как правило, это люди с высшим образованием, высоким профессионализмом и достаточным опытом работы в выбранной сфере деятельности. Практически любой специалист проходит несколько этапов, в результате которых становится профессионалом своего дела. После окончания высшего учебного заведения в течении полугода молодой специалист осваивается на новом месте работы и в своей профессии. Затем примерно год приобретается первоначальный опыт работы. Наиболее эффективно этот процесс протекает, если новичка поддерживает и направляет профессионал. Следующие полтора года являются основными в становлении человека как профессионального специалиста. Именно в это время он постигает сущность своей профессии, узнает все ее нюансы и начинает достигать первых успехов. После этого наступает период продолжительностью около двух лет, в котором у работника появляется шанс занять руководящую должность. Уже в это время он может стать объектом внимания хедхантеров. По истечении пяти лет непрерывной работы при соответствующих способностях специалист становится высококлассным профессионалом, и благодаря результатам его деятельности, начинает интересовать executive search компании.

Как же защитить свои кадры от хедхантеров? Существует ряд методов, помогающих снизить угрозу хедхантинга. Как правило. Крупные компании-партнеры заключают соглашение о неприменении хедхантинга в отношении своих специалистов. Часто используются услуги хедхантеров не только для поиска новых работников, но и для ограждения своих сотрудников от переманивания. Но более эффективным способом защитить свой кадровый состав являются разнообразные меры стимулирования персонала, создание таких условий, при которых у работника не возникало бы желания сменить место работы.

Добавить комментарий